Писарев Александр Иванович

К 205-летию со дня рождения

        Александр Иванович Писарев родился в 1803 году в с. Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии, ныне Задонский район Липецкой области. В 1817 году поступил в Московский благородный пансион, который окончил с отличием в 1821 году. Рано проявил интерес к литературе, еще в пансионе пробовал себя в разных родах и жанрах. По воспоминаниям С. Т. Аксакова, “вся пансионская молодежь признавала его превосходство...”

        Известность Писарев получил как один из лучших водевилистов, утвердивший этот жанр на русской сцене. За пять лет (1824-28) им написано 23 водевиля и комедии, ставившихся сначала в Москве – московский Малый театр и в Петербурге – Александринский театр. Наибольший успех имели водевили и оперы-водевили “Хлопотун”, “Поездка в Крондштадт”, “Учитель и ученик”, “Наследница”, “Забавы калифа”. В. Г. Белинский скажет о водевилях Писарева: “Все наши теперешние водевилисты, вместе взятые, не стоят одного Писарева”.

        Писарев нередко затрагивал общественные пороки: погоню за чинами, власть “капитала”, боязнь общего мнения, взяточничество, подкуп судей. Успеху водевилей много способствовали известные актеры – М. С. Щепкин (роль Репейкина в “Хлопотуне” - одна из лучших в его водевильном репертуаре), В. И. Рязанцев, А. М. Сабуров, Н. В. Репина, М. Д. Львова-Синецкая – и музыка А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева и Ф. Е. Шольца.

        Право на место в “серьезной” литературе в 1-й половине 20-х годов 19 века Писарев получил своей переделкой “Школы злословия” Р. Б. Шеридана. Вместе с М. Дмитриевым Писарев участвовал на стороне “классиков” почти во всех литературных спорах, выступая со своими эпиграммами, водевильными куплетами против Вяземского, А. С. Грибоедова. Склонность Писарева к литературным “дракам” была совершенно исключительной. Любивший его С. Аксаков писал о нем: “раздражительность, желчность ослепляли его, и в число его литературных врагов попали такие люди, которые заслуживали полного уважения по своим талантам”.

        Около 1827 года в творческом сознании Писарева происходят перемены. Он претендует на роль в литературе большую, чем водевилиста. Александр Писарев сближается с “любомудрами”. В его “Парадоксах” есть глубокие мысли о природе прекрасного, эстетическом отношении искусства к действительности: “...все может быть предметом... искусства”, “Поэзия будет мертва без помощи истории, как физика без математики”.

        “Драмой, соединяющей в себе все роды словесности” должна была стать незаконченная “историческая комедия” “Христофор Колумб”. О плане этой комедии умирающий в 25-летнем возрасте от чахотки Писарев рассказывал Погодину и Швыреву. М. Погодин записал в дневнике 2 февраля 1828 года: “... Вечеру ездил с Швыревым к умирающему Писареву и с состраданием слушал прекрасный план его “Колумба”. Ну, если он не приведет его в исполнение и не оставит по себе этого следа? Швырев должен выслушать еще раз и быть, чего не дай Бог, его душеприказчиком”.

        Александр Иванович Писарев скончался в 1928 году. С. Аксаков в некрологе писал, повторяя, в сущности, самооценку Писарева: "Все заставляло ожидать от него комедий аристофановских...”

Литература

Такие разные Писаревы // Задонская правда [Задон. р-н]. - 2003. - 18 окт.

Шахов В. Он мог стать русским Аристофаном... / В. Шахов // Липец. газ. - 2003. - 25 июля.

Шахов В. Писарев Александр Иванович / В. Шахов // Липецкая энциклопедия. Т. 3. - Липецк, 2001. - С. 55.

Писарев Александр Иванович // Русские писатели 1800-1917. - М., 1999. - С. 610-613.

Писарев Александр Иванович // Писатели Липецкого края: библиогр. указ. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. - С. 24-27.

Писарев Александр Иванович: к 200-летию со дня рождения // События и даты Липецкого края на 2003 год. - Липец, 2002. - С. 28-29.